Назад
Лакшми Миттал родился 15 июня 1950 года в Калькутте в семье бизнесмена Мохана Лаля Миттала из рода марвари. В 1969 г. закончил колледж Санкт-Ксавьера в Калькутте, имеет степень магистра коммерции.
Предпринимательскую жилку Миттал вне всякого сомнения унаследовал от своего отца. Отец Лакшми вместе со своими приятелями ещё до его рождения выкупил в Калькутте полностью убыточный, практически разваливающийся на части сталепрокатный завод. Много времени ушло на то, чтобы привести завод в надлежащее состояние, но все же со временем глава семьи наладил выпуск стальной продукции для нужд строительства. К коммерческой структуре правительство относилось с недоверием, но госструктуры такого же плана требовали больше денег, а результата не давали. Заминки за Митталом-старшим не было. Узнав о предрасположенности правительства, он создал свое предприятие под названием «Железо» (Ispat) и пустил все свои оборотные ресурсы на постройку плавильного завода невдалеке от Калькутты.
Доходы семьи на тот период вполне позволяли отправить Лакшми получать образование в престижном иезуитском колледже святого Ксавьера в Калькутте.
В 1969 году Лакшми получил степень магистра коммерции в колледже.
Империя отца разрасталась. Вскоре, только закончив строительство первого завода, Миттал-старший принялся за еще два. Приблизительно в это время ему срочно понадобились надежные люди для контроля поставок. Именно этим человеком и стал Лакшми, который бросил ради работы дальнейшую учебу.
Но даже после того как поставками занялся сын, проблемы не исчезли. Возня с правительством, первые лица которого менялись раз в три дня, существенно осложняли работу Миттала-старшего. Закончив все свои неотложные дела, он продал и построенный, и несколько недостроенных заводов, после чего уехал в Индонезию, где приобрел очередное детище за 15 миллионов.
1975 год. В возрасте 25 лет Лакшми Миттал стал директором купленного отцом завода, который специализировался на производстве железных проволочных изделий.
С этого началась история его металлургической империи
Обладая неплохим умом и интуицией, Лакшми первый использовал так называемое восстановленное железо в качестве исходного продукта: оно было намного дешевле.
В 1982 году Лакшми получил разрешение на строительство плавильного комбината, на сегодняшний день производящего 700 тысяч тонн биллета в год и являющегося крупнейшим частным металлоплавильным предприятием Индонезии.
Первое, что он сделал, - заключил договоры на поставку этого самого железа из Тринидада, который привлек ценами и более лояльным сотрудничеством с компанией Iron & Steel Co of Trinidad & Tobago (Iscott). Через некоторое время у Iscott возникли серьезные проблемы, и правительство Тринидада выставило ее на продажу. Миттал купил производство, переименовав компанию в Ispat Caribbean. После этого он приобрел несколько заводов в Германии и Канаде, и к началу 1990-х годов зарабатывал почти 1 млрд долларов в год.
В 1991 году Миттал за 220 млн долларов приобрел сталелитейный завод Sibalsa в Мехико и создал на его базе компанию Ispat Mexicana.
В 1995 году он приобрел у правительства Казахстана Карагандинский металлургический комбинат в Темиртау, оснащенный техникой 60-х годов прошлого века. В модернизацию Миттал вложил 500 млн долларов, и сегодня Ispat Karmet производит более 6,6 млн тонн стали в год являясь прибыльным.
Также он приобрел единственную сталелитейную компанию Ирландии, организовав Irish Ispat.
После кризиса в стальной промышленности создал компанию LNM Holdings и через нее на собственные средства продолжил скупать металлургические фирмы: Nova Hut в Чехии, Polski Huty Stali в Польше, Petrotub в Румынии, BH Steel в Боснии, Balkan Steel в Македонии, Alfasid в Алжире и Iscor в ЮАР.
В 1997 году Лакшми зарегистрировал компанию LNM Group, которая предназначалась для хранения некоторых активов. Но только совсем недавно стало известно, что часть активов - это весь контрольный пакет акций «Ispat». Зачем это нужно было некоторое время скрывать, неизвестно, но когда речь заходила о «LNM», подразумевалась исключительно империя «Ispat». Собственником «LNM» считается семья Митталов, но все же право решения и первая подпись принадлежит именно Лакшми.
Основная идея творчества Миттала состоит в том, что он скупает неприбыльные или малоприбыльные предприятия и полностью делает их апгрейд. Он присылает свой менеджерский состав, в случае необходимости обновляет все техническое обеспечение, в общем, переделывает комбинат под себя. Миттал также выкупил Steel group - одну из больших корпораций, которая зарегистрирована в Огайо. Результатом стал «Миттал Стил Индастриз».
В декабре 2003 года Миттал объявил о слиянии LNM Holdings и Ispat International. Mittal Steel Corporation приобрела за 4,5 млрд долларов американскую International Steel Group (ISG), образованную из шести обанкротившихся американских сталелитейных компаний.
Октябрь 2005. Приватизационный процесс по украинской «Криворожстали» воспринимался как один из самых громких в мировой металлургии. Скандальная продажа, далее - фактическая национализация комбината и его повторная продажа продлили интригу «оранжевой революции» и вызвали небывалый интерес множества СМИ. Телетрансляция этого конкурса по первому национальному каналу создала пик ажиотажа вокруг крупнейшего меткомбината Украины. Молоток аукциона по украинской «Криворожстали» опустился около 13 часов 24 октября. Цена покупки 93,02% акций меткомбината остановилась на отметке $4,8 млрд. Счастливым обладателем оказался, конечно же, Миттал.
На мировом рынке стали LNM Group занимает совершенно особое место. Многие сталелитейные компании имели дочерние или совместные предприятия за рубежом, но ни одна не могла похвастаться наличием производственных мощностей в девяти странах. Все металлургические корпорации мира имели прочные национальные корни, но LNM чуть ли не подчеркивала свой космополитизм. Первые роли в ней играли индийцы, что служило поводом для многочисленных (и, как правило, обоснованных) обвинений в семейственности и проталкивании «своих», но в руководстве многочисленных заводов компании можно было найти представителей многих государств мира, а в самой Индии LNM формально не проводила операций. Компания была зарегистрирована в оффшорной зоне, управлялась из Великобритании и Нидерландов, но при этом не производила в этих странах ни тонны стали.
Все это, впрочем, не мешало ее руководству на переговорах с правительствами Казахстана, Ирландии или даже Великобритании называть себя «национальным производителем» и требовать предоставления различных льгот и преференций. В 2002 году компания даже оказалась из-за этого в центре грандиозного скандала. Журналистам стало известно, что очередное приобретение группы в Румынии лоббировал сам премьер-министр Тони Блэр, партия которого получила перед предыдущими парламентскими выборами щедрый дар от LNM в размере 125 тыс. ф. ст. Особое негодование промышленников Великобритании вызвало то, что LNM называла себя британской компанией, хотя на самом деле даже не платила налогов в Соединенном Королевстве. В уникальной позиции находился и сам Лакшми Миттал. В мире акционерных обществ и многонациональных корпораций он стал единственным единоличным владельцем промышленной компании с миллиардными оборотами, этаким пришельцем из XIX века. В прессе его не раз сравнивали с Эндрю Карнеги, основателем американской сталелитейной империи, а одна индийская газета даже назвала Лакшми Миттала «Биллом Гейтсом из Калькутты».
Взгляды и оценки. Интересны взгляды Миттала на систему управления его предприятиями. Глава LNM Group не склонен вмешиваться в действия своих подчиненных. Наоборот, каждое подразделение группы представляет собой самостоятельную хозяйственную единицу, руководитель которой пользуется полной свободой в достижении поставленных перед ним целей. Центральное правление задает компаниям группы плановые показатели по прибыли и объемам производства, а менеджеры на местах своими силами составляют бизнес-планы и отвечают за их выполнение. По словам Лакшми Миттала, благодаря этому в подразделениях постоянно поддерживается высокий предпринимательский дух.
Женат. Его супруга занимает важный пост в компании. Имеет дочь Ваниши.
Охотно выступает по телевидению, позирует перед камерами и получает от этого искреннее удовольствие. Любит летать на личном самолете. Собрал коллекцию редких и безумно дорогих автомобилей - как раритетных, так и современных.
Назад
|